Ф.М. Достоевский "Белые ночи": история создания повести

Повесть «Белые ночи» - произведение, в котором предвосхищено появление такого литературного типа, как «лишний человек». Сентиментальная повесть не выросла в роман, который Достоевский когда-то задумал, но стала одним из самых поэтических его произведений.  

В центре повести персонаж по имени Мечтатель. Молодой житель Петербурга, на пороге своего 26-летия он не добился ничего, ведь все свое свободное время тратить на мечты, любуясь улицами города или воображая себе скрытую жизнь его жителей. Однажды Мечтатель становится свидетелем преследования молоденькой и хорошенькой девушки пьяным человеком (очевидно, принявши её за женщину определенной профессии). Спасенная 17-летняя девушка рассказывает Мечтателю свою историю: она приехала в Петербург, так как ждет на набережной своего возлюбленного. Молодой человек назначил ей встречу на набережной год назад, на определенный день. Но время идет, девушка (Настенька) несколько дней прохаживается по набережной в тщетном ожидании. Она одинока и несчастна, и вот уже начала подвергаться позорным преследованиям.

Мечтатель выслушивает Настеньку, ободряет её, берется передать письмо её возлюбленному, а сам, конечно, влюбляется в девушку, не смея сказать ей о чувствах. Казалось бы, счастье близко, ведь возлюбленный всё не приходит, а Настенька начинает испытывать к Мечтателю что-то помимо благодарности. Но все же через несколько дней молодой человек появляется. После нескольких белых ночей тихого счастья Мечтатель остается один. Он чувствует светлую грусть вперемешку с опустошением.

История создания

Наиболее ранние даты, называемые исследователями творчества Ф.М. Достоевского в качестве старта работы над повестью – осень 1847.

Источником (можно сказать, «черновым вариантом» или наброском) повести стали изданные с сентября по ноябрь 1847 года фельетоны в литературной периодике.

Это подтверждается множеством сходных фрагментов в фельетонах и последовавшей повести. Сравним отрывок из фельетона: «В характерах… слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается… не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем...» с отрывком из повести: «...Мечтатель – не человек, а… существо среднего рода...» и увидим почти дословное совпадение.

Первая публикация повести относится к 1848 году (издал журнал «Отечественные записки»). Кстати, современники не догадывались, что именно Достоевский – автор цикла фельетонов в «Отечественных записках», так как писатель шифровал подпись под ними, оставляя только инициалы. Связь стиля и соответствие отдельных частей была установлена позже.

Среди комментариев самого Достоевского по поводу прототипов есть намеки о том, что в образе Мечтателя есть черты самого автора. Однако в то время (1840-е) писатель был весьма близок с поэтом Плещеевым, которого также видел в образе главного героя. И именно Плещееву он посвятил повесть «Белые ночи» - произведение вышло с эпиграфом и посвящением, позднее, при других изданиях, посвящение убрали.

Обложка первого отдельного издания "Белых ночей" Достоевского, 1865 г.
(Обложка первого отдельного издания "Белых ночей" Достоевского, 1865 г.)

Этапы работы

  • Осень 1847 года – работа над фельетонами, при обдумывании написания повести и даже полноценного романа, который мог бы вырасти из повести.
  • 31 октября 1848 года – от цензурного комитета пришло разрешение для издания повести.
  • 1860 год – переработка произведения при подготовке его к публикации первого прижизненного собрания сочинений. Исследователи отмечают, что к переработке Достоевского подтолкнула пережитая ссылка: автором были вырещаны некоторые фразы, в основном, содержащие сентиментальные пассажи о слезах персонажей: «залилась слезами», «подавляя слезы, которые готовы были хлынуть из глаз моих».
  • 1865 год – еще одна публикация, посвящение другу молодости Плещееву снято по невыясненным причинам.

Публикация произведения

Обложка издания "Аквилон" Петербург, 1923 г.
(Обложка издания "Аквилон" Петербург, 1923 г.)

Повесть Достоевского была сразу высоко оценена критиками.

Критики А. В. Дружинин и С. С. Дудышкин в конце 1848 – начале 1849 годов отнесли повесть к числу лучших произведений Достоевского, называли её светлой, нескучной, практически совершенной, отмечая, пожалуй, лишь недосказанность в образе Мечтателя: по их мнению, повесть смотрелась выигрышнее, будь личность Мечтателя более проясненной.

Критика отмечала ведущую роль психологического анализа в повести, отмечали, что Достоевский отказался от неуместной, но присущей ему ранее экзальтации и стремления к препарированию человеческих душ.

Аполлон Григорьев первым отнес повесть к жанру «сентиментального натурализма», а Николай Добролюбов высказал мнение, что образ главного героя предвосхитил понятие «маленького человека» и в дальнейшем появление образа Ивана из романа «Униженные и оскорблённые».


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.