Ф.М. Достоевский "Белые ночи": история создания повести
Повесть «Белые ночи» - произведение, в котором предвосхищено появление такого литературного типа, как «лишний человек». Сентиментальная повесть не выросла в роман, который Достоевский когда-то задумал, но стала одним из самых поэтических его произведений.
В центре повести персонаж по имени Мечтатель. Молодой житель Петербурга, на пороге своего 26-летия он не добился ничего, ведь все свое свободное время тратить на мечты, любуясь улицами города или воображая себе скрытую жизнь его жителей. Однажды Мечтатель становится свидетелем преследования молоденькой и хорошенькой девушки пьяным человеком (очевидно, принявши её за женщину определенной профессии). Спасенная 17-летняя девушка рассказывает Мечтателю свою историю: она приехала в Петербург, так как ждет на набережной своего возлюбленного. Молодой человек назначил ей встречу на набережной год назад, на определенный день. Но время идет, девушка (Настенька) несколько дней прохаживается по набережной в тщетном ожидании. Она одинока и несчастна, и вот уже начала подвергаться позорным преследованиям.
Мечтатель выслушивает Настеньку, ободряет её, берется передать письмо её возлюбленному, а сам, конечно, влюбляется в девушку, не смея сказать ей о чувствах. Казалось бы, счастье близко, ведь возлюбленный всё не приходит, а Настенька начинает испытывать к Мечтателю что-то помимо благодарности. Но все же через несколько дней молодой человек появляется. После нескольких белых ночей тихого счастья Мечтатель остается один. Он чувствует светлую грусть вперемешку с опустошением.
История создания
Наиболее ранние даты, называемые исследователями творчества Ф.М. Достоевского в качестве старта работы над повестью – осень 1847.
Источником (можно сказать, «черновым вариантом» или наброском) повести стали изданные с сентября по ноябрь 1847 года фельетоны в литературной периодике.
Это подтверждается множеством сходных фрагментов в фельетонах и последовавшей повести. Сравним отрывок из фельетона: «В характерах… слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается… не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем...» с отрывком из повести: «...Мечтатель – не человек, а… существо среднего рода...» и увидим почти дословное совпадение.
Первая публикация повести относится к 1848 году (издал журнал «Отечественные записки»). Кстати, современники не догадывались, что именно Достоевский – автор цикла фельетонов в «Отечественных записках», так как писатель шифровал подпись под ними, оставляя только инициалы. Связь стиля и соответствие отдельных частей была установлена позже.
Среди комментариев самого Достоевского по поводу прототипов есть намеки о том, что в образе Мечтателя есть черты самого автора. Однако в то время (1840-е) писатель был весьма близок с поэтом Плещеевым, которого также видел в образе главного героя. И именно Плещееву он посвятил повесть «Белые ночи» - произведение вышло с эпиграфом и посвящением, позднее, при других изданиях, посвящение убрали.
(Обложка первого отдельного издания "Белых ночей" Достоевского, 1865 г.)
Этапы работы
- Осень 1847 года – работа над фельетонами, при обдумывании написания повести и даже полноценного романа, который мог бы вырасти из повести.
- 31 октября 1848 года – от цензурного комитета пришло разрешение для издания повести.
- 1860 год – переработка произведения при подготовке его к публикации первого прижизненного собрания сочинений. Исследователи отмечают, что к переработке Достоевского подтолкнула пережитая ссылка: автором были вырещаны некоторые фразы, в основном, содержащие сентиментальные пассажи о слезах персонажей: «залилась слезами», «подавляя слезы, которые готовы были хлынуть из глаз моих».
- 1865 год – еще одна публикация, посвящение другу молодости Плещееву снято по невыясненным причинам.
Публикация произведения
(Обложка издания "Аквилон" Петербург, 1923 г.)
Повесть Достоевского была сразу высоко оценена критиками.
Критики А. В. Дружинин и С. С. Дудышкин в конце 1848 – начале 1849 годов отнесли повесть к числу лучших произведений Достоевского, называли её светлой, нескучной, практически совершенной, отмечая, пожалуй, лишь недосказанность в образе Мечтателя: по их мнению, повесть смотрелась выигрышнее, будь личность Мечтателя более проясненной.
Критика отмечала ведущую роль психологического анализа в повести, отмечали, что Достоевский отказался от неуместной, но присущей ему ранее экзальтации и стремления к препарированию человеческих душ.
Аполлон Григорьев первым отнес повесть к жанру «сентиментального натурализма», а Николай Добролюбов высказал мнение, что образ главного героя предвосхитил понятие «маленького человека» и в дальнейшем появление образа Ивана из романа «Униженные и оскорблённые».
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.